Все статьи номера
1
Январь 2019года
Мотивы
Промысел

Этичный бизнес. Антикоррупционный комплаенс как стиль управления

Частная заинтересованность работника может повлиять на решение в управлении бизнесом, что и выявит прокурор в ходе проверки. Поэтому антикоррупционные меры должна внедрить любая компания независимо от отрасли и размера. Кроме того, комплаенс-система поможет развить бизнес, привлечь иностранные инвестиции и выйти на зарубежные рынки. На примере компании «СИБУР» разберем основные шаги.
Текст: Вероника Журавлева, комплаенс-менеджер ПАО «СИБУР Холдинг»

Каждая российская компания должна иметь подразделение, которое выполняет задачи по снижению негативного воздействия коррупционных рисков на компанию и результаты ее деятельности. Такое подразделение должно содействовать правоохранительным органам в случае каких-либо расследований и повышать уровень корпоративной этики (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции в России»).

«СИБУР» — первая компания в России, которая получила оценку соответствия международному стандарту ISO 19600:2014 «Система комплаенс-менеджмента». Организация сделала это самостоятельно, применяя наработанные собственные практики. Создание комплаенс-системы в компании началось пять лет назад, и сейчас антикоррупционная политика «СИБУРа» отвечает всем требованиям российского законодательства.

Важные этапы

В 2013 году в компании «СИБУР» начался первый этап в формировании комплаенс-системы. Приняли пять ключевых документов:

  • методические указания об управлении конфликтами интересов;
  • политику организации поздравлений;
  • антикоррупционную политику;
  • положения о Комитете;
  • Комиссии по этике и дисциплине.

Через год, в декабре 2014 года, приняли еще один важный документ — Кодекс корпоративной этики. После принятия документов в компании провели обучение и консультирование по вопросам этики и комплаенса. С учетом значения комплаенса в управлении бизнеса и его положительного влияния в 2016 году в организации провели День борьбы с коррупцией. Сотрудники организации смогли осознать значимость своего участия в вопросах комплаенса как для компании, так и страны в целом.

Взаимодействие с сотрудниками. Для урегулирования конфликта интересов в компании организовали взаимодействие с сотрудниками через единый контакт-центр. По вопросам комплаенса персонал может направить электронное письмо на адрес compliance@sibur.ru и оперативно получить ответ.

Реинжиниринг комплаенс

В 2018 году в «СИБУРе» провели реинжиниринг комплаенс-системы и кроме антимонопольного и антикоррупционного комплаенса в единую систему вошли комплаенс-риски в области:

  • информационной политики, обработки персональных данных;
  • управления конфликтами интересов;
  • благотворительности и представительских расходов, организации поздравлений;
  • закупочной деятельности;
  • трудовых отношений;
  • противодействия неправомерному использования инсайдерской информации.

Эти направления курируют соответствующие бизнес-подразделения, а координацию единой комплаенс-системы осуществляет функция «Юридическая поддержка».

Признание

Как итог работы «СИБУРа» в 2018 году в области внедрения комплаенса — успешное прохождение независимого аудита и получение оценки соответствия международному стандарту ISO 19600:2014 «Система комплаенс-менеджмента». Результаты проведенного аудита продемонстрировали высокий уровень корпоративной этики, а оценка соответствия подтвердила лидерские позиции компании в реализации антикоррупционной политики. Аудиторы присвоили организации оценку соответствия международным стандартам. Документ действителен до 2021 года и предусматривает ежегодные надзорные аудиторские проверки.

Комплаенс-система в компании как функция внутреннего контроля и элемент системы корпоративного управления продолжает развиваться. Дальше «СИБУР» планирует привести структуру управления функции комплаенс в соответствие международным стандартам.

Ключевое слово «соответствие»

В России термин «комплаенс» трактуется как «соответствие законодательству». В январе 2009 года вступил в силу закон о противодействии коррупции. Законодатель установил общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению такого явления как коррупция. Закон также предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности.

Главная цель новых правил — выявить лиц, которые совершили коррупционные действия, и имущество, которое стало предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительства, госструктур и бизнеса обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.