Все статьи номера
9
Сентябрь 2023года
Изменения

Реформа РОП — 2023. Новые правила для производителя и импортера

Наталья Стенина

Система «расширенной ответственности производителя и импортера» будет реформирована. Ответственность предприятий за то, как они обращаются с отходами, возрастет, экологический сбор станет диверсифицированным, а рынок утилизации отходов будет жестко контролировать государство. Сокращенно такую систему называют РОП.

Поправки утвердили Федеральным законом от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основная часть вступит в силу с 1 января 2024 года. При этом есть целый ряд переходных положений, в которых законодатель описал, как исполнять РОП в период до 2027 года. Впервые систему РОП внедрили в 2015 году. Информацию о том, для чего это было нужно, найдете в этой статье.

Компании должны приготовиться к новым подходам и требованиям к обеспечению утилизации их товаров после утраты ими потребительских свойств. Некоторые не исполняли требования системы РОП, а поступлений экологического сбора оказалось недостаточно, чтобы государство могло профинансировать строительство инфраструктуры, необходимой для переработки отходов: мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов. Найти достаточно частных инвестиций для этих целей также не удалось.

Теперь поднадзорных компаний станет меньше, а сам надзор со стороны государства усилится. Поле для потенциального уклонения от исполнения соответствующих обязанностей сузится. С другой стороны, система утилизации станет более прозрачной и предсказуемой. Жесткий контроль за обращением с отходами уменьшит экологические риски. Это в свою очередь может в перспективе повысить финансовую привлекательность предприятий в глазах инвесторов.

Компании могут использовать предстоящие изменения в качестве стимула для расширения своей ответственности в этой области и инновационного развития в экологически ориентированном направлении. Это включает разработку более экологически чистых упаковочных материалов, внедрение новых технологий и процессов утилизации отходов, а также образование и информирование сотрудников и потребителей о значимости утилизации отходов.

Подход РОП успешно реализуют большинство экономик мира

Целей у РОП несколько, в том числе реализация справедливого принципа «загрязнитель платит», а также: создание замкнутых циклов использования ресурсов, предотвращение образования новых отходов, стимулирование производства легкоперерабатываемой продукции и продукции с увеличенным сроком службы, а еще создание инфраструктуры для безопасной утилизации отходов.

Ответственность за утилизацию упаковки перенесут на ее производителя

Ответственность за утилизацию упаковки теперь будет нести не производитель товара в упаковке, а производитель самой упаковки. Это означает, что он будет обязан обеспечить переработку использованной упаковки после того, как товар был продан. Это правило начнет действовать с 1 января 2027 года, что даст бизнесу возможность подготовиться. До этой даты планируют постепенно увеличить норматив утилизации упаковки — до 55 процентов в 2025 году и до 75 процентов в 2026 году.

Определять субъекта расширенной ответственности будут по кодам ОКПД. Они соответствуют конкретным упаковочным позициям, которые указывают при производстве или импорте товаров. Импортеры в свою очередь будут нести ответственность за упаковку, в которой они ввозят товар в страну.

Какую проблему решают. Сейчас ответственность за сбор и утилизацию упаковки несет производитель товаров в упаковке. При этом упаковка составляет около 50 процентов от общего объема твердых коммунальных отходов — то есть именно в упаковке во многом и заключается проблема коммунального мусора. При этом экономисты прогнозируют, что количество производимой упаковки будет только увеличиваться, в том числе за счет того, что активно развивается электронная коммерция и сервисы доставки (см. Пояснительную записку к законопроекту № 345338-8 на сайте sozd.duma.gov.ru, далее — Пояснительная записка).

Нормативы утилизации упаковки сейчас колеблются между 10 и 45 процентами в зависимости от вида упаковки. Правительство их перечислило в распоряжении от 31.12.2020 № 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021–2023 годы». Значение норматива указывает на процент отходов от использования товаров, которые должны быть утилизированы или переработаны. При этом компании вправе использовать для производства упаковки неперерабатываемый или практически неперерабатываемый материал. Например, полиэтилен — материал, из которого делают пластиковые бутылки и другие виды упаковки. Перерабатывать его затратно, а разлагаться он может на протяжении многих лет. Кроме того, упаковки просто физически очень много.

С помощью изменений в законодательство об отходах законодатель решает и проблему административного характера. Количество производителей товаров в упаковке и производителей самой упаковки увеличивается, посчитать точное их число не получится. Поэтому когда ответственность за утилизацию переносят на производителя упаковки, снижают количество поднадзорных компаний, значит, эффективность контроля за такими субъектами РОП возрастет. Это та проблема, которую решает Правительство, — уменьшение количества поднадзорных игроков на рынке (vedomosti.ru). Ранее государство признавало, что не имеет возможности контролировать всех субъектов РОП, в том числе в связи с нехваткой сотрудников в Росприроднадзоре, который теперь будет надзирать за производителями упаковки.

Новые правила для импортеров

Появятся новые правила для импортеров товаров из стран, которые не входят в Евразийский экономический союз. До завершения всех таможенных процедур и выпуска товара в обращение они должны будут уплатить экологический сбор. Если такие импортеры планируют самостоятельно заняться выполнением норматива утилизации, то они должны будут представить банковскую гарантию или поручительство, которые гарантируют уплату экосбора, если такая утилизация по каким-либо причинам не состоится. Данное требование вступит в силу с 2026 года. До этого Правительство планирует провести эксперимент в отношении отдельных групп товаров, с тем чтобы убедиться в эффективности и реализуемости нового механизма.

Деятельность ассоциаций под вопросом

Ассоциации полностью исключили из системы выполнения нормативов утилизации в рамках расширенной ответственности производителя и импортера. Вместе с переносом ответственности на производителя упаковки такое решение позволит сократить количество субъектов, подконтрольных надзорному органу. Во всяком случае, чтобы исполнить обязанности в рамках РОП, теперь нужно создать собственную инфраструктуру для утилизации отходов либо заключить договор с утилизатором.

В Пояснительной записке разработчики законопроекта отметили, что производители и импортеры смогут пользоваться помощью ассоциаций. То, что убрали возможность подавать через них отчет об утилизации, якобы ничему не помешает. Например, ассоциации могут по-прежнему готовить или анализировать такие отчеты или иным образом помогать производителям и импортерам утилизировать отходы от использования товаров.

Какую проблему решают. В настоящее время производитель вправе поручить специально созданной ассоциации выполнение нормативов утилизации. Такая организация собирает отходы определенного типа и передает их специализированным утилизаторам. Отчетность о выполнении нормативов утилизации она представляет в Росприроднадзор от своего имени.

Многие субъекты РОП увидели ряд преимуществ в том, что можно поручить утилизацию отходов ассоциации. Например, возможность снизить затраты на утилизацию отходов благодаря объединению усилий и совместным закупкам.

Работа с ассоциациями, которые утилизируют отходы, облегчает и организационную составляющую этого процесса, ведь для большинства компаний утилизация — непрофильный вид деятельности. Таким образом, они могут избежать необходимости разрабатывать и поддерживать сложную инфраструктуру и процессы, связанные с утилизацией, а вместо этого обратиться к экспертам, специализирующимся в этой области. Утилизация с привлечением специализированных ассоциаций успешно используется в таких странах, как Германия и Франция, правительства которых уже более 30 лет развивают систему РОП.

Регулятора не устраивал подход компаний, которые исполняли обязанность по утилизации через ассоциации. К этому способу надзорные органы предъявляли претензии. Аргументация строилась в основном на том, что деятельность ассоциаций непрозрачна и их невозможно эффективно контролировать. Бывали даже случаи, когда ассоциации выдавали поддельные сертификаты о выполненной утилизации.

Появится реестр утилизаторов

Чтобы получить больше возможностей по проверке фактической утилизации, планируется внедрить механизм верификации лиц, которые утилизируют отходы от использования товаров. Власти создадут реестр лиц, допущенных к утилизации, на основе Единой федеральной государственной информационной системы учета от использования товаров (ЕГИС УОИТ). Выполнять работы по утилизации отходов смогут только те, кого включили в реестр, и только с такими утилизаторами производитель и импортер сможет заключить договор на утилизацию. Вести реестр будет Росприроднадзор.

Вносить сведения об утилизаторе в реестр нужно будет в определенном порядке, урегулированном законом. В частности, предполагается, что у конкретного утилизатора будут проверять наличие соответствующих мощностей и оборудования для утилизации отходов.

Чтобы исключить практику заключения липовых договоров на утилизацию, утилизаторы должны будут представить сведения о заключенных ими соглашениях, об общем объеме утилизированных отходов и другую важную информацию о своей деятельности.

Если фактическую утилизацию отходов в заявленном объеме не получится подтвердить, утилизатору придется уплатить экологический сбор за «недоутилизированные» отходы. При повторном выявлении таких фактов утилизатора исключат из реестра.

Какую проблему решают. Новые правила и специальный реестр позволят государству отслеживать процесс утилизации и верифицировать утилизаторов. С помощью обязанности уплатить экологический сбор за «недоутилизированные» отходы, а также угрозы исключить из реестра заставят утилизаторов более ответственно подходить к процессу утилизации. Для производителей товаров, на которых лежит обязанность по РОП, рынок утилизации станет более прозрачным, а значит, менее рисковым.

Приоритет законодателя — переработка отходов производства и потребления, производство из таких отходов нового товара (продукции). Например, бумажные отходы можно переработать, чтобы получить бумагу или картон, отходы строительства — во вторичные материалы, такие как строительные блоки и кирпичи. Перечень видов отходов, а также продукции, которые можно произвести в результате утилизации, утвердит Правительство.

Законодатель ввел основания, когда утилизацию признают невыполненной. Некоторые из них не вызывают никаких вопросов — например, компания заключила договор с лицом, которое не состоит в реестре утилизаторов, или же расторгла договор с утилизатором до истечения отчетного периода. Однако той же нормой предусмотрены и более общие основания, которые содержат возможности для произвольного толкования надзорным органом. Например, ведомство может решить, что массу отходов, которую заявила компания, невозможно утилизировать в связи с превышением предельной производственной мощности оборудования утилизатора или другими обстоятельствами. Насколько подобные основания будут трактоваться правоприменителем последовательно и однозначно — покажет время.

РОП способствует переходу к экономике замкнутого цикла

Систему РОП ввели в 2015 году. Причина в том, что в стране накопилось огромное количество мусора, который никак не утилизировали и не перерабатывали. С этим вопросом власти в одиночку справиться не могли, поэтому привлекли бизнес. Суть нового для нашей страны института заключалась в том, что производитель или импортер, который произвел или ввез в страну определенные товары или упаковку, должен обеспечить их утилизацию в конце жизненного цикла. Сделать это можно собственными силами или с привлечением профессионального подрядчика. Также можно поручить выполнение норматива специально созданной ассоциации.

Если заботы по утилизации таких отходов должно было взять на себя государство, а производитель или импортер не готовы заниматься этим вопросом самостоятельно, они обязаны уплатить экологический сбор в бюджет. Изменения впервые законодатель утвердил в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Когда система РОП заработала, стали очевидны некоторые проблемы. Заместитель председателя Правительства Виктория Абрамченко отмечала в 2021 году, что с 2015 года в стране так и не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, а предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов (tass.ru). В связи с этим в декабре 2020 года власти утвердили Концепцию совершенствования института РОП (docs.cntd.ru).

Правительство несколько лет разрабатывало законопроект, который должен был реформировать эту сферу, и после длительных обсуждений внесло его в Госдуму в апреле 2023 года. Спустя три месяца с даты внесения депутаты проголосовали за указанный законопроект сразу во втором и третьем чтениях, а 4 августа 2023 года Президент подписал закон.

Ставку экосбора диверсифицируют

Базовую ставку экологического сбора будут формировать на основе рыночных механизмов. Для ее расчета будут использовать информацию о средних затратах на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию одной единицы использованного изделия. Также включат затраты на техническое оснащение процесса сбора и переработки отходов, затраты на обслуживание и управление соответствующей инфраструктурой и затраты на перевозку.

Дополнительно введут коэффициенты к ставке экосбора, учитывающие различные факторы. Например, наличие технологической возможности утилизации тех или иных отходов или востребованность определенного вторичного сырья на рынке. Кроме того, если товар будет произведен в России с использованием вторичного сырья, к нормативу его утилизации будет применен понижающий коэффициент, который установит Правительство.

Важно отметить, что законодатель не включил в поправки положение о ежегодном увеличении нормативов утилизации в отношении товаров, которые не являются упаковкой. Ранее активно рассматривалось предложение об автоматическом увеличении нормативов утилизации не менее чем на 10 процентов в год.

Какую проблему решают. Раньше базовые ставки экологического сбора носили общий характер и не имели под собой прозрачного экономического обоснования. Этот подход неоднократно подвергался критике и был исправлен законопроектом.

Кроме того, вновь принятым законом ставки экологического сбора будут дифференцированы в зависимости от степени негативного воздействия соответствующих отходов на окружающую среду. Введение коэффициентов позволит уменьшить ставку экосбора для востребованных, легокоутилизируемых отходов, тем самым стимулируя компании к использованию именно таких, легкоперерабатываемых материалов.

Законодателю предстоит иметь дело с еще многими принципиальными проблемами, без решения которых сложно представить себе эффективно функционирующую систему РОП. Например, с неразвитостью системы раздельного сбора отходов потребления, образуемых населением, отсутствием взаимосвязи РОП с региональными системами обращения с твердыми коммунальными отходами.

Эти и другие проблемы требуют решения, чтобы механизм РОП мог эффективно функционировать и полностью реализовать свой потенциал. Будем надеяться, что решение этих проблем для нашей страны — вопрос недалекого будущего.