ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2018года
Наука
Термин

Дисклеймер

Реализация

Термин, заимствованный из зарубежного права. В России этот термин часто используют в профессиональной литературе и документах. Впервые дисклеймер стали использовать в США. В отечественной правовой системе дисклеймеры не имеют такой силы, как в англосаксонской правовой юрисдикции, где они полновесны и основаны на прецедентах. То есть российский автор-дискламатор все равно будет нести ответственность за правонарушение. С помощью дисклеймера его авторы подстраховываются, например, если существует высокий риск неправильного использования информации.

В некоторых случаях необходим такой формальный отказ, например, когда точная формулировка конкретного пункта или документа может быть диспозитивной в случае судебного спора. Наличие отказа от ответственности в юридически обязывающем соглашении не всегда гарантирует, что условия отказа от ответственности будут признаны и применены в судебном споре. Но это не означает, что дисклеймер не нужен. Частично он все же снижает юридические риски, особенно если идет в комплексе с другими необходимыми документами.

Форма

Часто дисклеймер предусматривает заявление в письменном виде. Простое проявление дисклеймера — предупреждающий знак или вкладыш к товару. По российскому законодательству реклама ряда категорий (недвижимость, фармацевтика и др.) обязательно должна сопровождаться юридической информацией (например, номер лицензии, юридический адрес, возрастные ограничения). Также дисклеймер можно найти в книгах, например, об альтернативной медицине.

В дисклеймере компания может указать взаимно согласованное заявление о правах и частное соглашение; или может указывать предупреждения для широкого круга лиц или какого-либо класса. В зависимости от ситуации дисклеймер демонстрируют в виде самостоятельного документа либо составной его части. Иногда отказ от ответственности включают в соглашение об условиях использования или политику конфиденциальности. После изменений в Федеральный закон от 01.07.2017 № 152-ФЗ «О персональных данных» многие российские компании разместили на сайте всплывающее сообщение-предупреждение, что на сайте собираются статистические данные (cookies).

В рекламе

Рекламодатель должен довести до потребителя обязательную информацию о рекламе. Для этого он использует два варианта, и выбор зависит от целей, которые он ставит перед собой. Первый — компания просто выполняет требования закона о доведении до потребителя информации. Второй — рекламодатель использует формат «дополнительной информации» для пояснений, меняющих смысл «основного» рекламного предложения. В обоих случаях текст может быть затруднен для восприятия: в первом случае из-за попытки сэкономить на размещении, во втором — из-за умышленного нежелания акцентировать внимание потребителей на этой информации. Этот прием распространен в рекламных роликах и реализуется следующими способами:

  • нечитабельный (в силу цвета и размера) шрифт;
  • короткое (либо неудобное) время демонстрации текста.

Законодатель не установил размер шрифта, которым должна быть изложена обязательная информация, но это не означает, что размер шрифта может быть любым — ведь реклама должна быть добросовестной, достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

1952
год
1977
год
2015
год
2017
год
В США принят Единый торговый кодекс (ETK). Законодатель ввел нормы об условиях, при которых стороны вправе ограничить свою ответственность.Парламент Великобритании принял закон о недобросовестных условиях контракта. Законодатель ввел условия, при которых дисклеймер теряет свою силу.ФАС вынесла предписание ПАО «Мегафон» из-за текста дисклеймера с мелким шрифтом (решение ФАС от 24.09.2015 по делу № 3-5-27/00-08-15).Дисклеймер стал неотъемлемой частью полного соблюдения 152-ФЗ «О персональных данных». Владелец сайта должен уведомить пользователя, если использует cookies.