ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2020года
Работа
Интеллектуальное право

Что проверить, чтобы не нарушить авторские права на фотографию

Екатерина Кошевая, ведущий юрисконсульт Государственной Третьяковской галереи

Компания решила зарегистрировать товарный знак и при этом воспроизвести фотографию, которая выставлена в музее или галерее. В таком случае юристу нужно быть готовым к судебному разбирательству. Ведь музей или галерея — владелец снимка, может потребовать отменить регистрацию такого товарного знака.

Компания рискует не только тогда, когда использует в деятельности фотографии. Автор снимка может состоять в штате компании или работать на нее по договору подряда. В таком случае тоже возможны риски. Чтобы у компании не было проблем, юристу нужно проверить: кто автор произведения, передавал ли он права, сколько с тех пор прошло времени и многое другое. Обо всем рассказали в статье.

Если фотография принадлежит музею

Права на фотографии обычно принадлежат их авторам. Но бывают ситуации, когда цифровым изображением владеет музей или другая похожая организация, например галерея. Тогда она должна согласовывать право на воспроизведение снимка с фактическим владельцем. При этом возможны разные варианты развития событий. Рассмотрим два. Первый — если владелец передал негатив с исключительными правами по договору, то музей или галерея вправе публиковать фотографию где угодно, а также предоставлять право использовать объект третьим лицам, в том числе и в коммерческих целях. В таком случае компании нужно обращаться в музей за разрешением.

Второй вариант — если автор передал негатив без исключительных прав. В таком случае музей вправе демонстрировать оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках, которые организовали другие лица. Музей или галерея не могут передавать изображение для публикации в коммерческих целях. Это значит, что разрешение использовать изображения компания должна самостоятельно получить у законного правообладателя — владельца негатива.

Согласно ст. 1276 ГК компании не всегда нужно обращаться в музей или к любому другому правообладателю за разрешением использовать фотографию. Свободно воспроизводить изображение можно, если оно постоянно находится в открытом для свободного посещения месте. Правда, законодательство накладывает ограничения. Это можно делать в двух случаях.

Первый — без согласия автора и без вознаграждения в случаях, если произведение: распространяется в виде изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, находится в месте, открытом для свободного посещения. Но произведение не должно быть основным объектом для извлечения прибыли.

Второй случай — путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.

Если фотография — общественное достояние

Статус «общественное достояние» предполагает, что произведение может свободно использовать любое лицо. В этом случае получать согласие или разрешение, выплачивать авторское вознаграждение не нужно. Но это не означает, что любую фотографию известного произведения можно взять из открытого источника и свободно использовать. Необходимо указывать автора и соблюдать его право на неприкосновенность произведения (п. 2 ст. 1282 ГК).

Четкого определения термина «общественное достояние» нет, хотя его и используют как в тексте Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, так и в четвертой части Гражданского кодекса («Авторское право и общественное достояние в России» / С. А. Козловский, А. Ю. Корольков. В. В. Медейко. — М.: Викимедиа РУ, 2018. — С. 6).

Фотография получает специальный статус, после того как истечет срок действия имущественных прав автора. Обычно статус «общественное достояние» получают произведения уже умерших людей. Их авторское право сохраняется 70 лет после кончины создателя (ст. 1281 ГК).

ОСОБЕННОСТЬ РАЗРЕШЕНИЯ

Только правообладатель негатива может дать разрешение использовать его произведения. Даже если автор передал исключительное право на произведение другому лицу в полном объеме, отказаться от неимущественных прав он не сможет (ст. 1228 ГК).

Когда компания выберет фотографию, то нужно обратить внимание, как долго сохранялись авторские права на момент создания произведения. Например, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, семидесятилетний срок владения правом увеличивается на четыре года (п. 5 ст. 1281 ГК). Если автора репрессировали и посмертно реабилитировали, то срок действия исключительного права продлевается, и 70 лет исчисляют с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

Если фотографию сделал работник

Фотографию может создать человек, который состоит с компанией в трудовых отношениях. В таком случае исключительные права на служебные произведения принадлежат работодателю, если иные условия не устанавливает договор между ним и сотрудником. При этом авторские права все равно остаются у создателя снимка (п. 1 ст. 1295 ГК).

Работодатель в течение трех лет со дня, когда фотограф передал ему служебное произведение — снимок или негатив, может так и не использовать произведение, не передать исключительное право на него другому лицу или не сообщить автору о сохранении произведения в тайне. В таком случае исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в трехлетний срок начнет использовать служебное произведение или передаст исключительное право другому лицу, автор вправе претендовать на вознаграждение. Сотрудник приобретает право получить вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение сохранить служебное произведение в тайне и по этой причине не начал использовать его. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодатель определяет договором между ним и сотрудником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству. Но права автора по договору с работодателем и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

В случае если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использовать служебное произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии и выплачивать правообладателю вознаграждение. Пределы, в которых можно использовать служебное произведение, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяют договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договор между ним и автором не предусматривает иное. Работодатель также может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания, когда использует служебное произведение.

Когда суд встанет на сторону музея

Суд поддерживает музеи, когда компания использует в рекламе объект авторских прав без разрешения. Например, фотографии, произведения науки, литературы или искусства. Вот три примера.

Пример 1. Компания ООО «КИТ» и индивидуальный предприниматель издали две книги, где использовали изображения музейных экспонатов, которые хранит ФГУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Музей посчитал, что компания поступила неправомерно. Из-за этого музей потерпел убытки и поэтому обратился в суд (решение АС Владимирской области от 06.08.2009 №  А11-1595/2008).

Суд взыскал с ответчика в пользу музея 97,2 тыс. руб. ВАС отказал соответчикам в передаче в Президиум ВАС их заявлений о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов (определение ВАС от 26.07.2010 № ВАС-9471/10 по делу № А11-1595/2008).

Пример 2. Индивидуальный предприниматель не получил согласие владельца и использовал в качестве вывески магазина и рекламы на сайте рисунок, сходный с изображением картины английского живописца Т. Гейнсборо «Дама в голубом» (портрет герцогини Бофор). Он был похож на картину, которая принадлежала Государственному Эрмитажу. Музей потребовал в суде запретить использование изображения. Требование удовлетворили.

Суд запретил предпринимателю использовать в своей деятельности спорное изображение без соответствующего разрешения Эрмитажа (решение АС Ставропольского края от 28.02.2013 №  А63-18468/2012). Пытаясь обжаловать это решение, ответчик дошел до ВС, но и высшая инстанция его не поддержала (определение ВС от 06.07.2015 № 308-ЭС15-6600 по делу № А63-18468/2012).

Пример 3. ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“» выпустил книгу, в которой содержалось 18 репродукций известных картин, оригиналы которых принадлежат Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки. Галерея подала иск на сумму 300 тыс. руб. Она заявила, что издательский дом воспроизвел изображения музейных предметов без разрешения. В первой инстанции суд отказал в удовлетворении исковых требований (решение АС города Москвы от 03.09.2013 по делу № А40-64830/13).

Апелляция согласилась с позицией первой инстанции. Девятый арбитражный апелляционный суд подержал истца и отменил решение Арбитражного суда города Москвы. Правда, взыскал с ответчика не 300 тыс. руб., а лишь 52,2 тыс. руб. (постановление 9ААС от 13.11.2014№  09АП-44673/ 2014-ГК).

Как легально использовать изображение в интернете

Чтобы легально использовать изображение в интернете, нужно заключить лицензионный договор с автором (ст. 1286 ГК). Право использовать изображение в печатном издании не отличается от права использовать изображение в интернете. Достаточно прописать формулировку, что право воспроизведения на изображение передается в полном объеме, в любой форме и всеми способами, которые предусматривает законодательство РФ.


Три проблемы служебных произведений

Эти проблемы могут привести к тому, что работодатель лишится прав распоряжаться служебным произведением

1. В обязанности работника не входит создание произведений.

Произведение, которое создал работник, не становится служебным в двух случаях. Первый — создание произведений не входило в обязанности работника. Второй — перечень произведений определен неточно. В этих ситуациях исключительное право остается у работника. Работодатель получит права, которые позволят ему использовать произведение только на основании отдельного соглашения и при условии выплаты вознаграждения. Чтобы не было споров, пределы обязанностей работников по созданию произведений определите в трудовых договорах, должностных инструкциях, служебных заданиях. Когда работник передает служебное произведение, то закрепите факт его создания в актах приема-передачи результата работы.

2. Не установлен размер вознаграждения за служебное произведение.

Работник обратится в суд, если не определит размер вознаграждения или приравняет его к зарплате. Такое вознаграждение необходимо выплачивать отдельно от заработной платы, потому что оно связано с передачей имущественных прав в рамках гражданско-правовых отношений. Риска можно избежать, если в трудовом или гражданско-правовом договоре с работником определить размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за:

  • использование служебного произведения;
  • передачу исключительного права на служебное произведение другому лицу;
  • в случаях сохранения служебного произведения в тайне.

3. Работник создает служебное произведение как подрядчик.

Из договора подряда не всегда понятно, какие цели заказчик ставит перед исполнителем и входит ли в его обязанности создание произведений. Это может привести к судебным спорам. Например, исполнитель может заявить, что компания незаконно использует произведение. Тогда сотрудник вправе потребовать компенсацию, размер которой может составлять до 5 млн руб. Определите в полном объеме цели, которые должен достигнуть работник по договору подряда. Укажите случаи, когда можно использовать произведения, если они будут созданы в процессе выполнения работ. Внесите в договор условия о том, что исключительное право на произведение, созданное в процессе выполнения работ, принадлежит заказчику.

  1. В обязанности работника не входит создание произведений.
  2. Не установлен размер вознаграждения за служебное произведение.
  3. Работник создает служебное произведение как подрядчик.