ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2020года
Поток
Впечатления

Госсобственность генерирует риски

Александр Забейда
Адвокат, управляющий партнер АБ «Забейда и партнеры»

В начале 2018 года мое внимание привлек доклад Центра стратегических разработок. Я увидел негативный тренд по росту доли госсектора в ВВП до 46 процентов в 2016 году по сравнению с 39,6 процента в 2006-м. Результатом исследования стал вывод: рост размера прямой госсобственности в бизнесе ведет к снижению производительности труда и увеличению долговой нагрузки.

В конце 2018 года Президент подписал план по развитию конкуренции, который включал сокращение госсектора в экономике. А весной 2020 года эпидемия коронавируса развернула этот процесс на 180 градусов. Господдержку получили только крупнейшие предприятия в ключевых для власти отраслях. Малый и средний бизнес остались наедине с собственными проблемами. Компании прогнозируют скорую кончину и переход их ресурсов в пользу более крупных игроков, находящихся в большинстве своем под управлением или контролем государства. Резкое сокращение частного бизнеса в экономике и одновременный рост в ней госкомпаний ожидаемо привел к тому, что «токсичным», или генерирующим риски, стал и сам госсектор.

Юристы следуют за бизнесом. Риски сотрудничества с госкомпаниями за бюджетные деньги не обошли и их. Профессиональному сообществу хорошо известны факты уголовного преследования юридических консультантов за якобы необоснованно высокие гонорары. Вместе с этим необходимость в юристах, например, помогающих новой команде топ-менеджеров госкомпании преследовать прежний менеджмент, будет только расти. Это повлечет переформатирование рынка юридических услуг в уголовно-правовой сфере.

Много юрфирм, специализирующихся на судебных спорах, в том числе уголовно-правового направления, может прекратить свое существование. Средний бизнес все меньше верит в эффективность исключительно правовой защиты, все больше ориентируется на предложения, гарантирующие конечный результат. Высвободившиеся из юрфирм юристы встанут перед выбором. Они могут встраиваться в вертикаль, переходя на работу в государственно-частные партнерства в форме крупных адвокатских бюро, отстаивающих интересы государства. Либо им нужно ориентироваться на работу на государство в другой сфере — например, в защите по назначению органов следствия, дознания и суда.

Защищать бывший топ-менеджмент смогут только независимые частные юридические фирмы. У них нет конфликта интересов с крупными госзаказчиками, а значит, они смогут представлять их интересы и интересы иностранных контрагентов, оказавшихся в эпицентре разнообразных следственных действий.