ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2020года
Наука
Теория

Профессиональный стандарт в ГЧП: новые правила игры для участников рынка

Сергей Быстров, операционный директор компании You & Partners

Минтруд сформулировал требования для участников рынка государственно-частного партнерства. 28 августа 2020 года начал действовать профессиональный стандарт «Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства», далее — профстандарт «Специалист в сфере ГЧП» (приказ Минтруда от 20.07.2020 № 431н).

Возникает ощущение, что применять профстандарт возможно только к проектам ГЧП в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 244-ФЗ. В тексте документа не раскрыты формы государственно-частного партнерства и практически нет указания на иные виды сотрудничества государства и частных лиц (например, концессии).

К специалистам в сфере государственно-частного партнерства допустимо применение и профстандарта «Специалист по работе с инвестиционными проектами». Он более общий и его можно использовать в любых инвестиционных проектах, в том числе в форме государственно-частного партнерства и государственно-частного взаимодействия (концессии и контракты жизненного цикла).

Обратите внимание, что новый профстандарт затрагивает более узкую профессиональную компетенцию — сфера инвестиций на основе партнерства государства и частного инвестора. По этой причине, если компания ведет деятельность на рынке ГЧП, ей лучше ориентироваться на него. А компаниям с деятельностью на рынке и частного, и государственного финансирования нужно придерживаться сразу двух профессиональных стандартов. Причину такого вывода разберем далее. Также в статье проанализировали содержание профстандарта, риски и преимущества его применения, а также влияние на договорные и закупочные процедуры.

Особенности профстандарта

Профстандарт «Специалист в сфере ГЧП» содержит описание большинства трудовых функций, которые можно применить в проекте ГЧП. Это экономисты, юристы, аналитики, менеджеры. Но при этом в него не включили компетенции технических, GR-специалистов. Например, проектировщики, технические консультанты и эксперты. Хотя они выполняют значительную часть работ по проекту: разработку проектной документации, проведение ее экспертизы, сопровождение проектов при взаимодействии с органами государственной власти и др.

Минтруд прописал в документе профессиональные требования не только для специалистов на стороне частного инвестора, но и к служащим на стороне публичного партнера.

В профстандарте удачно построена система трудовых функций, карта компетенций с учетом жизненного цикла проекта ГЧП и иерархии должностей. Необходимые трудовые функции больше соотносятся с этапами реализации проекта на практике. Например, функция «определение обязательств сторон по проекту ГЧП» соотносится с этапом подготовки проекта, а функция «привлечение специалистов для технической подготовки проекта государственно-частного партнерства» — с этапом подготовки и реализации проекта.

Профстандарт «Специалист в сфере ГЧП» содержит следующие трудовые функции:

  • информационно-аналитическое проведение подготовки проекта ГЧП;
  • организация и проведение подготовки и реализации проекта ГЧП;
  • управление и контроль подготовки и реализации проекта ГЧП.

Но для реализации трудовой функции «организация и проведение подготовки проекта ГЧП» в профстандарте не хватает специалистов начального и среднего уровней. Дело в том, что в реализации проекта принимают участие не только заместитель руководителя проекта, но и специалисты начального и среднего звена (юристы, экономисты). Если младшие специалисты все же задействованы в проекте, то они в определенной степени выходят за рамки профстандарта в «серую зону».

Что было раньше. Раньше к специалистам, которые работали в сфере реализации инвестиционных проектов, в том числе и на основе государственно-частного партнерства, могли применять требования профстандарта «Специалист по работе с инвестиционными проектами». Он отражал компетенции, необходимые для компаний, которые сопровождают инвестиционные проекты и используют, например, частный капитал. Проекты с государственным участием рамочно входили в этот профессиональный стандарт. Этот профстандарт, как и «Специалист в сфере ГЧП», относится к одному Общероссийскому классификатору занятий — Консультанты по финансовым вопросам и инвестициям, стандарты содержат похожие трудовые функции. При этом некоторые юридические и экономические функции описаны более подробно в профстандарте «Специалист в сфере ГЧП», а расширенные компетенции в сфере маркетинга отражены в большей степени в стандарте «Специалист по работе с инвестиционными проектами».

Также существуют отраслевые профессиональные стандарты. Например, профессиональные стандарты «Маркетолог», «Бизнес-аналитик», разрабатываемый на данный момент стандарт «Юрист», которые также применимы к участникам рынка ГЧП. Если рассматривать профстандарт как определенную карту компетенций, то возникает вопрос — можно ли замещать недостающие профессиональные компетенции компетенциями из других профессиональных стандартов для реализации ГЧП-проектов или возможно только принятие и группирование профстандартов целиком, если какие-то компетенции не отражены в профильном стандарте? С нашей точки зрения, необходимы пояснения Минтруда о возможностях применения нескольких профстандартов как целиком, так и в части недостающих компетенций.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В законодательстве к ГЧП относятся только проекты, которые готовят в рамках Закона №  224‑ФЗ. В науке и на практике включают еще некоторые формы сотрудничества государства и частных партнеров. В новом профстандарте термин ГЧП содержит неопределенность. Само понятие не раскрыто и практически везде по тексту говорится только о ГЧП. Местами есть указание и на концессионные соглашения.

Когда применять обязательно

Минтруд придерживается позиции, что применение профстандарта необязательно, за исключением некоторых случаев, которые будут рассмотрены далее. Но ТК указывает, что профессиональные стандарты являются основой для определения требований к квалификации работников. Чтобы избежать рисков, мы советуем все-таки использовать профессиональный стандарт, как минимум, в должностных инструкциях, приводя функции сотрудников в соответствие стандарту, так как позиция Минтруда может измениться.

Позиция Минтруда. В каких случаях применять профстандарт обязательно, прописано в ст. 57 и 195.3 ТК. В частности, если с определенными должностями, профессиями, специальностями связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Также это необходимо делать, когда требования к квалификации, необходимой работнику, прописаны в ТК, а также в других федеральных законах или иных нормативно-правовых актах. Например, подобные требования есть для аудиторов.

Минтруд указывает, что требования профессиональных стандартов во всех иных случаях носят рекомендательный характер. Также министерство дополнительно указало в своих разъяснениях, что в случаях, когда применение стандартов необязательно, работодатель может использовать профстандарт в своей деятельности. В частности для того, чтобы определить наименование должностей (профессий, специальностей), трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы. Работодатель вправе утвердить этот документ в качестве обязательного в организации (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253).

Также Правительством утвержден перечень организаций, которые должны поэтапно внедрить не позднее 1 января 2020 года в свою деятельность профессиональные стандарты (постановление Правительства от 27.06.2016 № 584). Например, к таким организациям относятся ГУПы, МУПы, государственные корпорации и т. д.

Противоречия. С одной стороны, все компании, не включенные в указанный перечень Правительства, профстандарт «Специалист в сфере ГЧП» применять не обязаны. Такой вывод можно сделать после анализа норм ТК и позиций Минтруда. Однако стоит обратить внимание на ст. 195.3 ТК, в которой законодатель указал, что «характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Делать это нужно даже в том случае, когда применять профстандарты не обязательно.

Более того, в пользу того, что работодателю следует применять любой профессиональный стандарт, указывает само определение этого документа, которое прописано в ст. 195.1 ТК. В определении есть указание на то, что профессиональный стандарт содержит требования к работнику для осуществления определенной деятельности.

Как использовать в договорных отношениях

Зона риска для обеих сторон договорных отношений в сфере ГЧП — это качество услуг, которые оказывает исполнитель. Заказчик рискует получить услуги ненадлежащего качества, если у специалиста нет достаточных для этого компетенций. Риск исполнителя заключается в том, что клиент не примет и не оплатит оказанные услуги, так как субъективно посчитает их оказанными не в полном объеме или некачественно. В данном случае дополнительным фактором оценки качества услуги по договору становятся подтвержденные профессиональные компетенции — соответствие профстандарту. Риски разногласий в отношении качества оказанных услуг обычно сложно минимизировать в договоре.

Включите в договор формулировки о том, что услуги исполнителя должны соответствовать профстандарту «Специалист в сфере ГЧП». Если профстандарт не покрывает предусмотренные договором услуги, то рекомендуем также включить в договор ссылки на иные профстандарты, компетенции которых смогут гарантировать оказание услуг на высоком профессиональном уровне. Такая ссылка поможет нивелировать риск споров о недостаточном уровне компетентности исполнителя.

Укажите особенности трудовой функции в техзадании. Включите в техническое задание формулировки применимых трудовых функций, которые описаны в профессиональном стандарте в качестве перечня услуг технического задания. Одновременно укажите, к какой форме ГЧП (в соответствии с вашим договором) вы будете применять этот профстандарт. Так риски возникновения спорных ситуаций будут ниже для обеих сторон договора.

Расходы

Профессиональные стандарты зачастую содержат требования к квалификации работника, которые могут выходить за рамки его действующих компетенций, или профессиональным стандартом предусмотрена периодичность прохождения дополнительного профессионального образования или повышения квалификации сотрудником. Как пример, в профстандарте «Специалист в сфере ГЧП» работник должен пройти дополнительное профессиональное образование или программу повышения квалификации не реже чем раз в три года. Таким образом, возникает вопрос: кто несет расходы на такое обучение — работодатель или работник?

Минтруд считает, что работодатель вправе самостоятельно определить, нужно ли подготовить работников к новой трудовой функции (ст. 196 ТК). Условия и порядок того, каким образом будет проходить дополнительное профессиональное образование, работодатель должен определить в коллективном договоре, соглашении с работником и в трудовом договоре. Таким образом, необходимо предусмотреть соответствующие формулировки в указанных документах (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов»).

На наш взгляд, нести расходы по дополнительному профессиональному образованию или повышению квалификации работников обязан работодатель, тем более в случае внедрения профстандартов в деятельность компании. Наряду с этим ст. 196 ТК предусматривает, что работодатель обязан проводить обучение, которое предусмотрено профессиональным стандартом, так как приказ Минтруда относится к нормативным правовым актам.

Профстандарт в закупочных отношениях

При определении поставщика заказчик может заложить в конкурсную документацию критерий оценки соответствия требованиям или сами требования профессионального стандарта (ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 №  44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон №  44‑ФЗ). На данный момент это делать не обязательно (ст. 31 Закона №  44‑ФЗ). В конкурсную документацию подобный критерий может заложить и заказчик, который работает по Федеральному закону от 18.07.2011 №  223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Так как исполнителя выбирают на основе конкурентных процедур, применение профессионального стандарта может стать одним из критериев оценки соответствия требованиям закупочной процедуры. В качестве превентивной меры мы рекомендуем уже сейчас приводить свою деятельность частично или полностью в соответствие с нормами профессиональных стандартов. Это необходимо для того, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда в сжатые сроки придется прибегнуть к быстрому формальному принятию профстандарта для участия в закупочных процедурах.
Виктория Туголукова, младший юрист компании You & Partners, соавтор статьи