ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2022года
Наука
Теория

Цифровые услуги онлайн-сервисов. Особенности, о которых нужно знать

Александра Козина

Поставщики цифровых услуг — в основном крупные корпорации: Яндекс, Google, Mail, ВК, Facebook и другие. А потребители — физические лица, которые явно представляют собой слабую сторону в правоотношениях с крупными компаниями. Особенно когда речь идет об онлайн-покупках цифровых продуктов. Мы пользуемся цифровыми сервисами каждый день. Заказываем такси и еду, покупаем продукты и одежду с доставкой на дом, смотрим фильмы в онлайн-кинотеатрах и общаемся с друзьями с помощью мессенджеров. Практически у каждого человека есть подписка на тот или иной сервис или на все сразу. Цифровые технологии поглотили нашу жизнь. Без них современный человек уже не представляет свой день, да и вообще всю свою жизнь.

Споров между глобальными интернет-компаниями и пользователями немного. Связано это с неравенством переговорных возможностей и низким уровнем правосознания пользователей. Также пользователей часто пугает сложность классических правовых механизмов для защиты нарушенных прав. Чтобы пользователю вернуть деньги за некачественно оказанную услугу, придется совершить много действий, а значит, потратить свое время и деньги.

В материале рассмотрим, как обычно строятся отношения с цифровыми платформами и как они зарабатывают на наших персональных данных. Узнаем, попадают ли наши правоотношения с онлайн-сервисами под Закон о защите прав потребителей, а также почему персональные данные не могут быть встречным предоставлением и как это влияет на защиту пользователей.

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

ОЭСР предложила свое определение: цифровая платформа — это цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством интернета.

Отношения пользователей и цифровых платформ

Пользователь заходит на сайт и заключает договор, прежде чем воспользоваться услугами сервиса. Правоотношения между сервисом и пользователем строятся по моделям click-wrap соглашений, редко browse-wrap соглашений. При этом содержание договоров разных сервисов различается.

Например, при регистрации аккаунта на платформе Google пользователь получает бесплатный доступ к сервисам, однако по желанию может воспользоваться платными услугами после того, как заключит еще один договор. В рамках сервиса пользователь может создавать, модифицировать, хранить собственный контент на платформе Google. Также пользователь может взаимодействовать с другими пользователями, в том числе рекламодателями. Сам сервис Google тоже взаимодействует с пользователями. Например, когда они достигают определенных показателей, сервис может предложить партнерскую программу с привлечением рекламодателей. Так делает сервис YouTube, который принадлежит Google. С рекламодателями Google взаимодействует с помощью сервиса Google Ads.

Такие отношения между сервисом и пользователями чаще всего реализуются на безвозмездной основе. На первый взгляд договоры действительно бесплатные, но цифровые платформы все равно получают выгоду. Платформы используют результаты обработки персональных данных пользователей, которые необходимы для таргетированной рекламы. Данные об активности пользователей внутри платформы используются для анализа их предпочтений.

Так, взаимоотношения между цифровой платформой и пользователем сложно вписать в простую договорную конструкцию. Один договор включает в себя совокупность взаимных прав и обязанностей. Иногда договор содержит права в отношении третьих лиц. Например, у каждого пользователя Google есть неисключительная лицензия на пользование контентом другого пользователя, который он опубликовал на платформе.

Проблемы договора

Судебная практика рассматривает договор между пользователем и цифровой платформой в качестве договора оказания услуг. Для пользователя такая ситуация вполне понятна, но с юридической точки зрения ситуация вызывает много вопросов.

Нельзя вернуть деньги за цифровую услугу. Договор оказания услуг не может быть безвозмездным. В российском праве существует только модель договора возмездного оказания услуг, которая предусматривает оплату по договору и выглядит так: оказание услуги — оплата оказанной услуги. Безвозмездного оказания услуги ГК не содержит, а ученые-правоведы к такой конструкции относятся крайне осторожно. Кто-то считает, что бесплатное оказание услуг представляет собой натуральное обязательство. Иные утверждают, что нельзя принудить цифровой сервис исполнить договор, то есть бесплатно оказать услугу. В любом случае пока закон не разрешает заключать договоры безвозмездного оказания услуг. Это делает пользователей онлайн-сервисов беззащитными. И пока решение этой проблемы не придумали, остается надеяться на добросовестность крупных IT-компаний и их заботу о собственной репутации. У пользователя по договору оказания цифровых услуг неопределенный статус по закону. Когда пользователь использует сервис бесплатно, то он не является потребителем с точки зрения российского Закона о защите прав потребителей. Хотя ответ не такой уж однозначный. Статус пользователя по договору оказания цифровых услуг до сих пор точно не определен.

Лицом, которое несет ответственность по Закону о защите прав потребителей, является исполнитель по возмездному договору. Такое положение уже говорит о том, что отношения между пользователем и цифровым сервисом не потребительские. Даже в том случае, если остальные признаки указывают на то, что пользователь сервиса — такой же потребитель, как и тот, кому оказывают услугу офлайн. Тот факт, что пользователь не оплачивает сервис, еще не означает, что он не потребитель.

Вспомним, как пользователь вступает в правовые отношения с цифровой платформой. Он заключает договор, регистрируется и предоставляет свои персональные данные. Данные пользователей имеют очень высокую ценность в современном мире. Они вполне могут быть встречным предоставлением по договору со стороны пользователя. А это может сделать договор на оказание цифровых услуг возмездным. В российском праве такой вывод пока не закреплен ни в законе, ни в судебной практике. Хотя недавнее решение Замоскворецкого суда г. Москвы от 22.04.2021 по делу № 02–0401/2021 удивляет. В этом деле суд признал истцов потребителями по договорам использования сервисов Google. Суд не представил подробностей и не объяснил, как такой вывод соотносится с положениями Закона о защите прав потребителей и с общей ориентацией на платность договора возмездного оказания услуг. Все же есть надежда, что это дело сможет стать почвой для будущих судебных решений.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПЛАТФОРМЫ

Цифровые платформы бывают инструментальные, инфраструктурные и прикладные. Инструментальные помогают разрабатывать программные решения. Например, Java. Инфраструктурные — это информационные сервисы. Например, ЕСИА. Прикладные дают доступ неопределенному кругу лиц к различным экономическим ценностям. Например, Google.

Европейский подход к цифровым услугам

Европейское законодательство регулирует правоотношения по предоставлению цифрового контента и оказанию цифровых услуг. В первом случае это может быть, например, покупка лицензии на использование программы Microsoft Office. Во втором случае — создание текстового документа, цифровых изображений или музыки с использованием онлайн-сервиса. Предоставление возможности обработки цифровых данных тоже будет являться цифровой услугой. Например, программы для редактирования фотографий. Облачные сервисы, такие как Dropbox и iCloud, хранят цифровые данные, то есть предоставляют цифровые услуги.

Подход европейского законодателя сильно отличается от российского. В РФ персональные данные не являются объектом гражданского права, а значит, их нельзя передать по договору. Именно поэтому российские пользователи не являются потребителями цифровых услуг. В ЕС существует Директива, которая показывает противоположное решение. Директива ЕС 2019/770 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 20.05.2019 «Об определенных аспектах, связанных с договорами поставки цифрового контента и оказания цифровых услуг» была разработана и принята специально для защиты потребителей в сфере цифровых услуг.

Директива разрешает использовать персональные данные в качестве встречного предоставления по договору. Так, гарантии и способы защиты для «обычных» потребителей распространяются на потребителей цифровых услуг. Сервис поставляет потребителю цифровой контент или цифровые услуги, а потребитель предоставляет или обязуется предоставить персональные данные. Они могут быть предоставлены в момент заключения договора или позднее. Например, потребитель дает сервису согласие на использование им любых персональных данных, но загружает их позже или создает с помощью цифрового контента или цифровой услуги.

Директива распространяет свое действие и на тот случай, когда пользователь создает учетную запись в социальной сети и предоставляет свои данные для иных целей сервиса. Так, пользователь указывает имя, адрес электронной почты при регистрации, а после сервис использует такие персональные данные не только для оказания цифровой услуги. Также Директива регулирует случаи, когда пользователь дает согласие сервису на обработку его персональных данных, фотографий и публикаций в маркетинговых целях.

Договор поставки цифрового контента (услуги) является отдельным и самостоятельным договором. Европейское право не приравнивает его к договору возмездного оказания услуг. Такой договор может содержать некоторые положения из разных договорных конструкций, в том числе из договора купли-продажи. Этим европейский подход отличается от российского.

Цифровые сервисы получают персональные данные по договору от пользователей, а затем продают их различным крупным компаниям. В том числе для создания так называемых больших данных (big data). Основным продавцом таких данных являются социальные сети, а покупателями могут быть крупные технологические, фармацевтические и производственные компании. Они адаптируют свои продукты на основе информации, которую узнают о потребителях. При таких экономических отношениях защита персональных данных субъектов крайне важна.

Претензии к цифровым услугам
Пользователи не смогут защитить свои права как потребители

К сожалению, пока пользователи цифровых сервисов не являются потребителями в России. Закон о защите прав потребителей на них не распространяется. Именно поэтому претензии о некачественно оказанной цифровой услуге не будут рассмотривать суды. На это есть три основные причины.

Первое — договора о безвозмездном оказании услуг в российской практике не существует. А возмездность в договоре возмездного оказания услуг в большинстве случаев воспринимается как платность.

Второе — Закон о защите прав потребителей не распространяется на безвозмездные отношения.

Третье — в российском праве концепцию «овеществления» персональных данных пока осуществить невозможно. Пользователь предоставляет большой массив своих персональных данных, на которых цифровые платформы зарабатывают огромные деньги. Несмотря на это, персональные данные не обладают материальной ценностью и оборотоспособностью по российскому закону. Они не могут быть встречным предоставлением по договору.